Форум » Народные промыслы стран мира » Русские балалайки » Ответить

Русские балалайки

Креветка-а: Кем и когда была изобретена первая балалайка? Для русской музыкальной культуры балалайка так же символична, как, например, волынка для шотландцев или мандолина для итальянцев. Балалайка испокон веку была главной гостьей народных праздников и гуляний, под нее исполнялись задорные скоморошные песни и частушки – короткие шуточные песенки. [more]Историки и музыковеды до сих пор спорят о происхождении балалайки. Одни полагают, что балалайка – исконно русский инструмент, придуманный еще в конце XVII в. народными умельцами. Другие считают, что своим появлением она обязана владычеству Золотой Орды и представляет собой не что иное, как видоизмененную казахскую домбру (двухструнный щипковый музыкальный инструмент). Изобретение первой балалайки приписывается крепостным крестьянам, которым якобы захотелось как-то скрасить свое бесправное, безрадостное существование в подчинении у помещика. Со временем балалайки распространились среди скоморохов (авторов словесно-музыкальных и драматических произведений, актёров, певцов, плясунов и музыкантов), веселивших народ на ярмарках и праздниках. Вскоре, однако, веселью пришел конец: князь Алексей Михайлович издал указ, в котором повелел все музыкальные инструменты сжечь, а тех, кто ослушается, ссылать в Малороссию. Со смертью князя гонения на скоморохов и музыкантов закончились и балалайки снова заиграли свою задорную мелодию. Балалайка – трехструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольной или овальной деревянной декой. Звук у балалайки звонкий, «бренчливый». Лингвисты находят в этимологии этого слова родство с русскими словами «балакать», «балагурить» (что значит «болтать», «пустозвонить») и с тюркским словом «бала» («ребенок»). В 1880 г. балалайку в значительной степени усовершенствовал Василий Андреев – виртуозный исполнитель народных песен на русских музыкальных инструментах. Благодаря ему, балалайка стала использоваться в качестве сольного концертного и оркестрового инструмента. В Петербурге Андреев основал так называемый Великорусский оркестр из струнных, духовых и ударных инструментов. Выступления этого оркестра, которым дирижировал сам Андреев, пользовались большой популярностью среди почитателей русской народной музыки не только в России, но и в Европе, где он часто гастролировал. Массовое увлечение музыкальным фольклором привело к росту производства балалаек и открытию специальных школ, обучавших игре на этом удивительном инструменте. Сегодня ни один русский фольклорный ансамбль не обходится без партии балалаечника. Специально для балалайки пишутся не только фрагменты музыкальных произведений, но и целые пьесы. [/more] Уважаемые участники если вы не можете выставить фотографии через jpe.ru то вы можете загружать их через любой из этих трёх загрузчиков. Всем давно знакомый и привычный: http://www.radikal.ru/ И два новых: http://pixs.ru/, http://savepic.ru/

Ответов - 19, стр: 1 2 All

Креветка-а: Балала́йка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка субконтрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов). Академический строй балалайки — две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля». Существует также «народный» строй — первая струна «ля», вторая — «ми», третья — «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затрудненность игры по открытым струнам. Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы. Балалайка известна с начала XVIII века; в 1880-х годах усовершенствована В. В. Андреевым совместно с мастерами Пасербским и Налимовым. Создано семейство модернизованных балалаек — прима, секунда, альт, бас, контрабас. Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Балалайка — это один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Креветка-а: Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного. Впервые слово засвидетельствовано в украинском языке начала XVIII века (в документах 1717—1732 годов) в форме «балабайка» (очевидно, это его старшая форма, сохранившаяся также в курском и карачевском диалектах).[1] На русском языке впервые в поэме В. И. Майкова «Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку».

Креветка-а: История русской балалайки История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента.Русская балалайка Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно. Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода – 1688 год. Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране.Скоморох Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века. Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке.Василий Васильевич Андреев И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой. Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета.Семейство балалаек Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского. Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (Трояновский и др.). В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром. Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью. В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры. Автор: Нефёдов Георгий


Креветка-а:

Креветка-а:

Креветка-а:

Креветка-а:

Креветка-а:

Креветка-а:

Креветка-а:

Креветка-а:

Креветка-а:

Креветка-а:

Креветка-а:

Креветка-а:

Креветка-а:

Креветка-а:

Креветка-а:

Креветка-а:



полная версия страницы