Форум » Народные промыслы стран мира » Курские ковры » Ответить

Курские ковры

Креветка-а: Суджанские ковры Когда-то Курская губерния славилась своими коврами. Курский ковер легко отличить по особенности художественной композиции, составленной из пышных букетов, обрамленных гирляндой из садовых и полевых цветов. Обычно ковры делались гладкими, из грубой шерстяной цветной нити по конопляной или, реже, льняной основе. Центром ковроткачества, крупнейшим в России, был город Суджа. [more]В ХVII веке в селах Суджанского уезда немало крестьянок ткали различные ковровые изделия: дорожки, тонкие коврики, какими покрывали столы, лавки, сундуки; ковры-попоны для лошадей, покрывала на сиденья в санях, тарантасах, бричках. В 1819 году в Курский край из Москвы была прислана ковровщица Феодора Трусова, чтобы обучить местных крестьянок ткать на вертикальных станах ковры для богатых домов и усадеб. Мастерицы быстро освоили новую технологию и ткали ковры с геометрическим и пейзажным рисунком. В 1897 году две лучшие ковровщицы были посланы земством на учебу в Петербург в Маршенскую школу. Вернувшись из столицы, Феодосия Долженкова в 1900 году организовала в селе Касторное Суджанского уезда школу для девочек. Ковры стали делать гладкие, двусторонние, бархатные, полугобеленовые. Продукция с успехом продавалась в Курске, Киеве, Москве. В 1910 году была создана школа-мастерская в городе Суджа (под руководством В.П.Трофимова). В советское время в Судже была открыта школа ткачества, а затем артель «Ткачиха» под руководством Х.Г.Скибиной. В 1938 году ковры Суджанской артели демонстрировались на выставке в Нью-Йорке. В 1962 году была создана Суджанская ковроткацкая фабрика. Суджанские ковры восхищали своей красотой ценителей на выставках в Брюсселе и Монреале. Традиции курского ковроткачества продолжаются и сегодня. Курские ковры можно отличить от изделий других регионов по тонкой светотеневой разработке цветового орнамента, густо заполняющего черный или цветной фон ковра, по горячей, насыщенной, построенной на контрастах цветовой гамме, по мягкой, гладкой выработке ковровой ткани. Они исполнялись способом полосного ткачества шерстяным утком по льняной, чаще конопляной основе, на простом горизонтальном станке. Наряду с гладкими коврами вырабатывались более сложные махровые ковры. Тканье махровых ковров происходило на том же ткацком станке, но требовало знания специальной техники ковровязания, умения навязывать ворсовые узлы и закреплять их в ткань. В композициях курских ковров преобладают геометрические узоры, растительные орнаменты, где можно видеть различную степень обобщения от очень упрощенных геометрических цветов, похожих на ромбы, круги, квадраты, до очень конкретного воспроизведения мака, розы, калины. На курских коврах изображали людей, животных, птиц в абстрактных и конкретных формах. По материалам книги «Слявянский мир». Сост. Р.В.Андреева, В.В.Будаков, Л.Ф.Попова. Центр духовного возрождения Ченрноземного края. 2001г. [/more] Уважаемые участники если вы не можете выставить фотографии через jpe.ru то вы можете загружать их через любой из этих трёх загрузчиков. Всем давно знакомый и привычный: http://www.radikal.ru/ И два новых: http://pixs.ru/, http://savepic.ru/

Ответов - 2

Креветка-а: Курский ковер Ковроделие в Курской области возникло в давние времена. В лучших своих произведениях, красочных, гармоничных и совершенных, народ выразил свое поэтическое отношение к родной природе. Их композиции просты и вместе с тем разнообразны: чаще всего в середине черного или синего поля ковра располагается венок или пышный букет, составленный из роз, маков и незабудок; их яркие светлые цвета контрастируют с темным фоном и подчеркивают значение середины. В еще большей степени способствует усилению роли букета как главного элемента композиции широкая цветочная кайма, обрамляющая середину. Для плавного соединения середины и каймы часто размещают по углам свободного поля небольшие букетики. Иногда в композициях середина резко отделяется от каймы широкой полосой свободного поля, в других же случаях крупные цветы, равномерно покрывая все поле ковра, делают одинаково значащей всю его поверхность. Контраст насыщенных цветов декоративных элементов — красного, вишневого, розового и зеленого с темным и холодным фоном — оживляет поверхность; ритмический повтор контрастных групп «зажигает» ведущие звенья орнаментального мотива, создавая определенный эмоциональный настрой; конкретность объемной формы и обобщенность изображения усиливают гармонию и выразительность произведения. Курские мастера, кроме цветочных композиций, создают и тематические, детские, в которых изображаются любимые детьми животные и сказочные персонажи. Их располагают либо в середине ковра и окружают цветочной каймой, либо свободно по всей поверхности, естественно вплетая в орнаментальный строй композиции как ее декоративные элементы.

Креветка-а: К сожалению мне не удалось найти фотографий Курских ковров.



полная версия страницы