Форум » Народные промыслы стран мира » Унцукульские изделия из ценных пород дерева » Ответить

Унцукульские изделия из ценных пород дерева

Креветка-а: Унцукульские изделия из ценных пород дерева с насечкой и инкрустацией мельхиором выполнены в древнейших уникальных традициях народных промыслов с. Унцукуль. Сверкающие серебром на темной поверхности полированного с великолепной текстурой дерева традиционные узоры геометрического и растительного орнамента придают изделиям неповторимую красоту, уникальность, царственную роскошь и благородство. «По красоте, изысканности и в то же время простоте и лаконичности декоративных средств, а также остроумной смелости и незатейливости технических приемов унцукульская насечка является единственным в своем роде явлением в современном декоративном искусстве». Уважаемые участники если вы не можете выставить фотографии через jpe.ru то вы можете загружать их через любой из этих трёх загрузчиков. Всем давно знакомый и привычный: http://www.radikal.ru/ И два новых: http://pixs.ru/, http://savepic.ru/

Ответов - 28, стр: 1 2 All

Креветка-а: Талант восьми поколений Автор: Светлана Кривоносова Унцукульское искусство орнаментальной насечки по дереву восходит к глубокой древности. Более двухсот лет назад основу ассортимента изделий унцукульских мастеров составляли украшенные богатым «золотым» узором трости и курительные трубки. Трость была неизменной спутницей дагестанца, пускавшегося в далекий хадж, к святым местам в Мекке и Медине. И каждый русский офицер, возвращавшийся с Кавказа, привозил в память трубку с орнаментальной насечкой, сладко-горький дым которой почти всегда сопровождал невымышленные рассказы о свободолюбивых и непокорных горцах загадочного Дагестана Язык унцукульского орнамента, так завораживающе привлекающий внимание, основан на древнейших геометрических и зооморфных мотивах, которые изучают археологи, историки искусства, культуроведы, художники. Изящество унцукульских изделий таит такую сложность исполнения, в них такая вековая мудрость рисунка! Каждая завитушка, штришок непременно несут смысловую нагрузку, начало которой в изображениях древних символов Солнца, Добра, Благоденствия, оберегов от черных сил. Орнамент возникает из тысяч движений резца и ударов маленького, словно игрушечного, молоточка, вбивающего тонкие, иногда микронные серебряные, а позже мельхиоровые пластинки в твердую, вязкую текстуру абрикоса или кизила. Поверхность дерева под точным, рассчитанным по силе ударом молоточка расступается узкой трещинкой, впускает металл и тут же зажимает его, оставляя в своем теле навсегда. Смотришь на ловкие движения мастера, на то, как быстро рождается узор, и кажется все легко и просто. И только знатоки понимают, как долго вырабатывается эта сноровка, как трудно появляется узор, будто рождение чего-то необычного и чудодейственного. Он возникает в воображении, вынашивается, отшлифовывается человеческой мыслью, находит отображение на действенном листе бумаги, выжидает поправок, потом схематично переносится на поверхность изделия, ожидая вдохновения мастера, и только потом становится горящим орнаментом, чудно переплетенным завитками таланта художника с резцом и молоточком в твердой руке. Не каждому дано такое усердие, чувствование линий, умение следовать четкости, отбрасывая инородные ляпсусы орнамента, подчеркивая традиционность так, чтобы сохранить созданное поколениями, но сделать это своим, только своим, чтобы услышать лишь несколько таких желанных слов: «О, это работа Гамзата Газимагомедова». К такому узнаванию стремятся все серьезные мастера. В нем мечта, призвание, признание, высший балл, преподнесенный судьбой трудолюбивому, талантливому человеку. Именно таков мастер унцукульской насечки – искусства древнего и очень светлого, народный художник России Гамзат из замечательного рода Газимагомедовых, давшего миру своих неординарных сыновей. Гамзат Газимагомедов в соцветии унцукульского искусства весьма яркое имя. Он зрелый мастер, рукой которого движет семейная традиция и одновременно мысль, знания современного художника, глубоко понимающего особенности национальной культуры. Он обогащает древнее искусство насечки новыми формами и орнаментальными узорами и как каждый большой мастер вносит в язык унцукульского декора свое слово, а его находки закрепляются в названиях новых узоров, носящих имя автора. Начало творческой деятельности художника Гамзата Газимагомедова приходится на конец 60-х - начала 70-х годов ХХ века. Но сам процесс освоения традиций и приобретения мастерства начался намного раньше, как это водится в Унцукуле, – с раннего детства. В этой семье на протяжении двухсот лет представители восьми поколений владеют искусством орнаментальной насечки металлом по дереву. А основатели рода – братья Алигаджи и Алимагомед, творившие на рубеже ХVIII-ХIХ веков. Гамзат и пятеро его братьев приняли в подарок от отца Газимагомеда Алиева по набору инструментов. Вместе с этим подарком они приняли от замечательного мастера ответственность за то, чтобы искусство этой семьи продолжало развиваться. Подарок инструментов - завет отца детям. Это отец Газимагомед создал уникальный художественный цех, действующий в Унцукуле до сих пор. «Чтобы сохранить произведение мастера высокохудожественным, оно должно быть от начала до конца сделано автором», - считал он так и организовывал творческий процесс. Еще в начале ХIХ века дед Гамзата ездил к сородичам в Америку, Англию. А унцукулец Магомед Юсупов в те далекие годы даже открыл в Вашингтоне свою мастерскую, изделия, изготовленные им, имели небывалый успех. Так от отца к сыну передавалось владение этим уникальным искусством, как его называют современные ученые-искусствоведы. Каждый мастер из этого знаменитого рода внес свой вклад в развитие унцукульского орнамента, являющегося единственным в мире явлением в декоративно-прикладном искусстве Есть родовой герб мастеров Газимагомедовых. Гамзат перенес его на большое декоративное панно, которое таит так много смысловой информации для зрителя пытливого, думающего. Им изготовлена и уникальная трость, на которой арабской вязью насечены имена 120 представителей этого рода. Здесь имя прадеда – ученого арабиста и мастера по дереву Магомедали. А первым значится Алигаджияв, затем Алил Магомед, Ахмед Агагиши, Нурмагомед… Имя Газимагомед дано четвертым внукам. Также написаны имена матери, бабушки, пятерых братьев, двух сестер и всех детей Гамзата. «Родовая трость», - так назвал Гамзат свое удивительное изделие. На его изготовление ушло пять лет. И Гамзат считает трость – главной работой и наследством. В музеях Москвы, Махачкалы, частных коллекциях его работы стоят на одной полке с работами его деда, отца, старшего брата. Семейный почерк в них угадывается легко и в то же время рука каждого из мастеров рода Газимагомедовых отличается своеобразием, что и определяет их вклад в развитие унцукульского промысла. Гамзат Газимагомедов – заслуженный деятель искусств Дагестана, народный художник России, кандидат философских наук, защитил диссертацию, посвященную анализу эстетических основ дагестанского самобытного искусства, проблемам соотношения традиций и новаторства в развитии народных промыслов республики. Он опубликовал ее книгой и, что главное, показал правильность своих научных выводов в собственном творчестве. Являясь кандидатом философских наук и профессионально занимаясь изучением арабо-мусульманской культуры, Г.Газимагомедов стал основоположником принципиально нового направления в современном искусстве Унцукуля, связанного с использованием в технике насечки орнаментов, основанных на арабской вязи. Не сразу скажешь, сколько имен, выполненных каллиграфически арабской вязью, на огромной вазе «Благословение». Все имена заключены в отдельную розетку, а все вместе они составляют орнамент, характерный для дагестанцев. Вот такой синтез рожден талантливой рукой Мастера – арабская вязь, художественно выполненная в дагестанском орнаменте. Им изготовлено множество панно различных форм и размеров, блюда, трости, чаши, тарелки, бокалы, ложки, половники, шумовки, ступы, кувшины, поставцы, подсвечники. Огромное количество комплектов хозяйственного назначения, продуманных до мелочей, чтобы пользоваться было удобно, чтобы радовали глаз и возносили дух. Только высокий эстет с доброй чувственной душой мог так все это исполнить. Такое может сотворить только художник, хорошо знающий горский быт, умеющий сам участвовать в приготовлении масла, сыра, с помощью сделанной его руками дивной красоты маслобойки, пресса для сыра, пользуясь кувшином для молока, половником, чашами и блюдами, без которых не обойтись в процессе производства натуральных продуктов в селе. Все чаще он берется изготавливать изделия крупных форм, как, например, журнальный столик, упомянутая ваза «Благословение», «Фатима», «Весна», «Унцукуль» или декоративная, богато украшенная густым тончайшим рисунком ваза более метра высотою. Они восхищают энергией, упругой силой гибких, изящных линий, очерчивающих простые, но совершенные формы чистых линий, производят впечатление архитектурных сооружений, обладают пространством, основательностью, упрямой устойчивостью, как бы передавая внутренний мир автора. Художник даже к подставкам для своих изделий относится вдумчиво и делает их продолжением изящества и фундаментальности. Он, как я уже упоминала, владеет и изысканным методом насечки, где проработка деталей приобретает ювелирную точность. Плотный, насыщенный рисунок на его изделиях напоминает вышивку гладью. Его орнаменты каноничны, но благодаря мастерству художника становятся более декоративными, приобретают живописно-тканный, ковровый характер. А вот блюдо с куфическим письмом. Здесь намеренно обнажается лаконичность линейных построений и на первый план выставлена графическая основа узора. Изделия Гамзата, словно горская мелодия. В них чувствуется ритм барабана и витиеватая мелодия зурны, влекущая куда-то ввысь. Его искусство само по себе настоящая философия, неразрывно связанная с жизнью и бытом горцев. Через него передается духовное понимание ремесла. Может, поэтому его работы задерживают около себя и обычных граждан в Москве, Красноярске, Флоренции, Париже и послов зарубежных государств, философов и искусствоведов, поэтов и педагогов. Перечень его авторских работ около двух сотен, а участие в выставках и награды его исчисляются машинописными страницами. Магистр филологических наук, «Мастер-золотые руки», имеющий медаль Совета Национальностей Верховного Совета Российской Федерации, народный мастер России, народный художник РФ, дипломант международной программы «Золотая плеяда», многократный лауреат программы «100 лучших товаров России», имеющий право на использование «Золотого знака» на своих изделиях – это все Гамзат Газимагомедов, чьи работы украшают залы в Государственном музее искусства народов Востока и Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. «Народное искусство Унцукуля – непреходящее явление, - говорил Гамзат Газимагомедов. – Но чтобы оно не останавливалось в своем развитии, нужны свежие вливания, передача мастерства тем, кто придет следом. Вот и детям своим создаю все условия для творчества. Дочери с малых лет начали рисовать унцукульские орнаменты, сын в четыре года взял в руки молоточек и сделал первые удары по дереву, стремясь вбить в него металлические полоски». Но прошли годы. Сын-студент Газимагомед в свои 16 лет на днях на Всероссийской выставке-смотре «Молодые дарования» экспертным советом был награжден поощрительным призом и дипломом за декоративную вазу «Гармония», сохранение и развитие традиций унцукульской насечки по дереву. Значит, жить династии мастеров Газимагомедовых, жить уникальному искусству Дагестана. На снимке: трое из династии Газимагомедовых (справа налево) - Магомедали, его сын Зайнутдин и Гамзат;

Креветка-а:

Креветка-а: Столик


Креветка-а: Щётки

Креветка-а: Подсвечники

Креветка-а: Кувшин

Креветка-а: Кувшин с двумя ручками

Креветка-а:

Креветка-а:

Креветка-а: Кружка

Креветка-а:

Креветка-а:

Креветка-а:

Креветка-а:

Креветка-а:



полная версия страницы