Форум » Народные промыслы стран мира » Михайловские (рязанские) кружева » Ответить

Михайловские (рязанские) кружева

Креветка-а: Михайловские (рязанские) кружева Выплетаются численной техникой, цветными нитками ярких тонов. Плетение кружев в Рязанской губернии издавна бытовало в крестьянских семьях. В украшениях одежды кружево зачастую сочеталось с ткаными узорами и вышивкой. Особого развития достиг кружевной промысел в 70-х годах XIX века в г. Михайлове. [more]В 1925 г. в г. Михайлове было организовано предприятие, впоследствии выросшее в современную Михайловскую фабрику «Труженица». Кружева Рязанской области значительно отличаются от кружев, изготовляемых в других областях, как по технике плетения, так и по характеру рисунка. Выполняются они в простой технике численного плетения, сохраняя старинный характер рисунка и расцветки. Кружевам Михайловских мастериц присущи несложные кружевные узоры с названиями «бубенцы», «мыски» и т. п. В богатую расцветку михайловских кружев, кроме белых и серых, входят красный, синий, желтый и другие цвета. Для михайловских кружевных изделий характерно также сочетание кружева с вышивкой. В ассортимент входят, главным образом, декоративные изделия: занавеси, подарочные полотенца, небольшие скатерти, салфетки, дорожки, а также используют для отделки женского платья.[/more] Уважаемые участники если вы не можете выставить фотографии через jpe.ru то вы можете загружать их через любой из этих трёх загрузчиков. Всем давно знакомый и привычный: http://www.radikal.ru/ И два новых: http://pixs.ru/, http://savepic.ru/

Ответов - 18, стр: 1 2 All

Креветка-а: Народный орнамент в композиции художественных изделий (выдержки из книги Н.Т.Климовой - Москва, 1993) Счетная (численная) техника плетения нитей на коклюшках по преданию считается самой древней на Руси. В прошлом она имела у русских повсеместное распространение. От сколочного парного и сцепного счетное кружево отличается техникой плетения, колоритом и характером узора. Для счетного кружева не нужны были заранее нарисованные узоры-сколки. Его выполнение заключалось в соблюдении по памяти определенного количества переплетов нитей на коклюшках, которые необходимы были для получения задуманного мастерицей узора. Отсюда и название кружева - счетное, численное. Оно было только мерным с ритмичным повтором определенных форм белого или цветного орнамента. Процесс выполнения счетного кружева в XIX веке был известен русским мастерицам разных губерний. Плели такое несложное кружево в северных и центральных губерниях России для себя или на продажу. Так, Д. В. Прокопьев в книге «Xудожественные промыслы Горьковской области» писал, что бедные девушки в Арзамасе плели простого сорта кружева из толстых нитей пополам с красной бумагой на продажу марийцам, чувашам и татарам, которые брали их для украшения своих головных уборов. Нужно отметить, что в численном мерном кружеве устойчивым было сочетание красного с белым. Однако вятские кружевницы предпочтение отдавали синему цвету, отсюда и пошло их местное название кубовое (синее). Плели численное кружево и в других районах северных и центральных губерний. Там в XIX веке женщины могли сами себе сплести узкое несложное цветное кружево для отделки костюма и предметов домашнего обихода. Оно могло быть, как и в других районах, белым и цветным с преобладанием красных нитей. Однако по колориту бывало и другим. Так, в Ярославской губернии по деревням плели льняное кружево с введением желтого, золотистого или коричневого шелка. Однако ко второй половине XIX века в северных и центральных губерниях России счетное кружево было почти забыто. Но к югу от Москвы по-прежнему плели счетные кружева. Особенно славились Михайловский и Скопинский уезды Рязанской губернии. И даже тогда, когда скопинские кружевницы перешли на выполнение парного и сцепного сколочного кружева, численная техника плетения не была забыта. Еще в начале XX века старушки в большом количестве выплетали мерные кружева различных рисунков, которые так и назывались - старорусские без сколков. В Михайловском же уезде Рязанской губернии счетное мерное цветное кружево рано приобрело промысловый характер. Оно отличалось красотой узора и разнообразием колорита. Такое красочное кружево охотно раскупали местные крестьяне и жители других губерний - Тульской, Орловской, Тамбовской, Пензенской, Калужской, Московской, Тверской и других. Цветные кружева шли здесь для декоративного оформления праздничного народного костюма, не только женского, но и мужского, где предпочтение отдавалось красному цвету. Цветные кружева, узорное ткачество и вышивка в сочетании с нашивками из лент и тесьмы украшали женские бодрые (самые нарядные) праздничные рубахи, передники, навершники, головные полотенца, шушпаны, а также мужские рубахи из холста, составляя красочный многоярусный узор на белом фоне основной ткани. Наиболее известными кружевными краями являются позументное, сухарики (кирпичики), клетчатые, городы, мысы, бубенцы, отметные, балалайки, павлинка и другие. Каждый кружевной край имел свои особенности в орна-менте и колорите. Наиболее просты по рисунку кружевные края позументное и кирпичики со слабовыраженными зубцами и зернистой плотной фактурой. Позументное кружево часто выплеталось и как прошва, оно состояло из простой ромбической решетки, выплетенной из толстой нити с одним перевивом. Оно почти всегда было красным с тонкой зеленой, голубой или желтой зигзагообразной струйкой. Такой зигзагообразный узор с острыми углами издавна ассоциировался у русских с изображением воды или реки, олицетворяя неторопливое движение волн. Позументное кружево шло в основном для отделки навершни-ков и рубах. У навершников позументная прошва вставлялась в швы между полотнищами холста, которые шли сверху вниз от плеч до подола спереди и сзади. В Московской же губернии, особенно в Бронницком уезде, такое цветное кружево из шелка применялось для декоративного оформления верхней части праздничных женских рубах, создавая вместе с ткачеством и вышивкой красочную многоярусную композицию из гладких и узорных полос. Кружевной край кирпичики (сухарики) из плетешков и полот-нянки представляет орнаментальный ряд из одноцветных прямо-угольников, преимущественно красных, разделенных цветной сканью, которая еще и выделяет небольшие зубцы. Встречаются и двуцветные кирпичики, где красные удлиненные прямоугольники чередуются с белыми. По-видимому, вот такое простое по узору цветное кружево в прошлом и могла сплести себе каждая крестьянка для отделки костюма в южных губерниях России. Кружевной край городок (городы) и кружевной край клетчатый с мало выраженными зубцами основаны на движении зигзагообразных линий. У кружевного края городок небольшие плотные овальные зубцы с красным краем. Широкий красный край, занимаюший iюловину зубца, носит название "полугороды". Кружевной край клетчатый тоже с маловыраженными зубцами. Название этому кружеву дает рисунок из двух широких сплетающихся линий — красной и белой, которые создают клетчатый узор. Кружевные цветные края счетной техники плетения — позументное, кирпичики, клетчатый отличаются насыщенностью красного цвета. Иной характер по цвету и узору имеют кружевные края мысы, бубенцы, отметные, балалайки, павлинка. По цвету они нежнее и разнообразнее, имеют ярко выраженные зубцы, разные по рисунку, встречающиеся только в численном кружеве. По форме зубцов эти мерные кружева и получили свое название. Каждый такой кружевной край имеет множество вариантов. Обычно он состоит из двух частей — узкой или широкой закрайки и зубцов. Закрайка всегда имела соподчиненное значение в орнаменте. Она представляет ажурную ленту с несложным узором, от которой свисают яркие по цвету и выразительные по рисунку зубцы. В закрайке одна или две полосы прозрачной диагональной сетки дополнились более декоративными кудрявками, копеечками, сливками или другими несложными формами, образуя мелкий узор, достаточно фактурный, но не отвлекающий внимания от рисунка зубцов. По своему орнаменту закрайки кружевного края были близки к узким прошвам и краям — узяткам, только, может быть, более ярким по цвету. Основой же декоративной выразительности этих мерных численных кружев служат зубцы. Одним из них является кружевной ряд мысы. Мысы всегда имели плотные, сильно выступающие, треугольные зубцы из простой решетки или полотнянки разной плотности, верхняя часть которых переходила в закрайку из сквозных разделок, образующих орнаментальный ряд паучков, рельефных насновок, огурчиков или других плотных форм. Поражает колористическое разнообразие этого кружевного края. Зубцы могут быть красными плотными, которые так и называются красные мысы, могут быть светлыми — суровые мысы, где светлый треугольник подчеркнут цветной красно-синей узкой каймой. Зубцы мысы бывают расчерчены красной сканью, образующей дополнительный узор, напоминающий ряд небольших кустов. Треугольные зубцы часто делятся пополам — красный с черным, красный с синим — их так и называют половинчатые мысы. Создается впечатление, что кружевной край заложен здесь в крупные складки с резкими перепадами света и тени. Наиболее нарядные из всей группы этого кружева мысы, как и все кружева с зубцами, шли для отделки оборок на рукавах женских рубах, передников-занавесрк, подолов навершников, мужских и женских рубах, головных полотенец. Кружевной край мысы встречается в отделке народного костюма не только в южных, но и более северных губерний России, например в Тверской, Калужской и других. В отличие от треугольных зубцов мысы кружевные края бубенцы, отметные, павлинка имеют полукруглые очертания. По характеру внутреннего рисунка, способу плетения и колориту они отличаются друг от друга. Бубенцы, бубенчики имеют и менее известное название колеса. В прошлом такой кружевной край имел большое распространение. В отделке женского народного праздничного костюма его применяли не только в Рязанской губернии, а также в Орловской, Калужской. Как и мысы, бубенцы имеют дополнительные названия — суровые колеса, цветные колеса и другие. В этом кружевном крае полукруглые зубцы обычно редко расставлены, сильно выступают из плотной цветной полосы, оканчивающейся сверху гладкой или мелкоузорчатой закрайкой. Для создания такого узора применялась преимущественно легкая полотнянка, дополненная в просветах плетешками. Рисунок зубцов обычно развивался веером вниз от продолговатой петли (белыми или цветными лучами). Декоративная выразительность такого цветного мерного кружевного края достигалась распределением цвета и соотноше-нием ажурных просветов. Наиболыцее распространение в XIX веке имели красно-белые бубенцы, органично сочетавшиеся в декоративной отделке праздничного костюма из холста с вышивкой, ткачеством и кумачом. Иногда красный цвет в бубенцах дополнялся струйками синего, придавая узору более нарядный праздничный вид. По форме зубца и распределению в нем красного цвета, идущего от центра лучами, их рисунок отдаленно напоминает половину колеса со спицами, отсюда и второе его название колеса. Красно-белые бубенцы имели множество вариантов контрастного сопоставления двух цветов. То красный цвет равномерно очерчивал все формы узора, то более широкой каймой выделял край зубцов, то благодаря введению синего цвета более активную роль начинала играть закрайка и так далее. И каждый раз орнамент кружевного края бубенцы получал новое декоративное звучание. В Михайловском уезде девочки с раннего возраста быстро усваивали плетение кружев счетной техники с простых узких, называемых узятками, до широких с традиционными рисунками мысы, бубенцы и другими. Если же девочка с течением времени постигала искусство плести рисунок отметные и его варьировала, то становилась общепризнанным мастером. Близок к бубенцам и еще один цветной кружевной край балалайки. Зубцы в балалайках сближены и следуют один за другим, смыкаясь своими рассеченными полукружьями, вверх же поднимаются три контрастных по цвету протока, которые в центре объединяются вместе. По существу, зубец балалайка похож на мощное дерево с широкой кроной, перевернутое вниз. Мастерицам же эта форма зубцов напоминала распространенную в тот период среди народа балалайку, откуда эти кружева и получили свое название. Как и в бубенцах, в балалайках преобладала полотнянка, но нмиболее плотная, с небольшими просветами из плетешков. Иным становится и колорит этого кружева, построенный на сопоставлении белого и красного цвета. Здесь часто преобладал активный красный цвет, он и привлекал крестьянок разных губерний, как на юге, так и в центре России. Таким красным кружевом оформлялись повсюду подолы праздничных рубах и передников иэ холста. Наряду с плотными цветными кружевами михайловские мастерицы в XIX веке плели и легкое изящиое кружево с ажурными зубцами в виде вееров. Они называются павлинка. Нужно отметить, что зубцы павлинки широко приiиенялись и в парном кружеве, откуда, по-видимому, и были заимствованы михайловскими кружевницами. Соответственно и закрайки в этом кружевном крае были более изящными из кудрявок, вороньих глазок, мушек, а позднее и насновок. Кружевной край павлинка отличался большим разнообразием по орнаменту и колориту. Кроме белого и красного ведущими могли быть и другие яркие интенсивные цвета. Каждая мастерица по-своему сочетала теплые и холодные тона. Рассматривая орнаменты цветного мерного кружева счетной техники плетения, мы отметили из них только основные, пользовавшиеся в прошлом широкой известностью Были еще пологие, бабочки, вилюшки и другие.

Креветка-а:

Креветка-а: Кружевные края "отметные". Численная техника плетения. Михайловский уезд, Рязанская губерния. Начало XIX в


Креветка-а: Кружево-прошва позументное с узором "речка". Численная техника плетения. Михайловский уезд, Рязанская губерния. XIX в.

Креветка-а: Кружевные края "мысы половинчатые". Численная техника плетения. Михайловский уезд, Рязанская губерния. Начало XX в

Креветка-а: Кружевные края "полмыска". Численная техника плетения. Михайловский уезд, Рязанская губерния. Начало XX в.

Креветка-а: Кружевные края "бубенцы". Численная техника плетения. Михайловский уезд, Рязанская губерния. Начало XX в.

Креветка-а: Кружевные края "отметные". Численная техника плетения. Михайловский уезд, Рязанская губерния. Начало XIX в.

Креветка-а: Кружевной край "балалайки". Численная техника плетения. Михайловский уезд, Рязанская губерния. XIX в.

Креветка-а: Кружевные края "павлинка". Численная техника плетения. Михайловский уезд, Рязанская губерния. Начало XX в.

Креветка-а: Кружевные края "павлинка". Численная техника плетения. Михайловский уезд, Рязанская губерния. Начало XX

Креветка-а: Изобразительный орнамент сцепного кружева к XVIII — XIX векам включал мотивы растений, птиц и зверей. В изобразительном орнаменте сцепного кружева выделяются две группы — одна тесно связана с русским народным орнаментом, особенно вышивкой, другая, имея народные основы, развивалась под сильным влиянием городского профессионального орнаментального искусства. Первая группа сцепного кружева, состоящая обычно из прошвы и края, широко была распространена в купеческой, мещанской среде, а также у зажиточного крестьянства для отделки богатого приданого, куда входило постельное белье и нарядные полотенца. Кружева выплетали в семьях для собственных нужд и в традиционных центрах кружевоплетения России — Орловской (Клец, Мценск), Нижегородской (Балахна), Ярославской (Ростов Ярославский, Романово-Борисоглебск), Тверской (Калязин, Торжок), Новгородской (Белозерск), Петербургской (Новоладожский уезд Захожской волости, так называемые Захожи) и других губерниях. По существу и мир образов этой группы сцепного кружева был близок русской народной вышивке. Та же приверженность к изображению сказочных цветов, те же часто встречающиеся изображения небольших птичек или птицы-павы, оленей и барсов. Среди растительного узора, воспринимавшегося русским народом как символ цветущей земли, весны, возрождения жизни, наиболее часто встречается изображение пяти или семилепестковых розеток, цветка, напоминающего тюльпан или колокольчик, небольших кустов с тремя-пятью розетками цветов или лапчатыми ветками, больших, сложных по силуэту цветущих симметричных кустов с множеством ответвлений или бесконечно вьющихся волнистых стеблей с цветами и листьями. Растительные мотивы в сцепном кружеве часто составляли единый узор, образуя простой орнаментальный ряд или усложненную композицию с двумя цветущими кустами в сложном сплетении ветвей. В XVIII — XIX веках в сцепном кружеве растительные мотивы часто объединялись с изображением птиц и зверей. Такое кружево вместе с вышивкой и ткачеством в основном шло для отделки декоративных полотенец. Для него, как и для русской народной вышивки, характерна была трехчастная композиция, где птицы, олени или барсы в торжественных позах стояли перед цветушим кустом. Нередко куст в такой композиции заменялся изображением двуглавого орла — герба государства Российского. Как и вообще в русском народном искусстве, в сцепном кружеве птицы, олени и барсы всегда величавы и горды, но вместе с тем они доброжелательны, неся, по поверьям, хозяину дома мир, счастье, благополучие. Они полны жизненной силы и сдержанного внутреннего напряжения. У птиц хвостовое оперение распущено веером, крылья тянутся вверх, они все в порыве, готовы к взлету, олени с высоко поднятыми передними ногами бодро скачут вперед, барсы степенно шагают). Так эти звери и птицы изображались всегда в вышивке, набойке, резьбе и других видах русского народного искусства, особенно в росписи, в белой строчке и тамбуре. Большим разнообразием в сцепном кружеве, как и в вышивке, отличалось изображение птицы-павы. Сказочная птица-пава считалась символом счастья, любви и благополучия семейной жизни. То эта птица счастья была белоснежной, как лебедь, то горела цветными узорами, как сказочная жар-птица, то она представляла обобщенный образ неведомой птицы, то вдруг приобретала определенные черты домашних птиц. В Ярославской губернии часто изображали небольших птичек около несложного куста с тремя ответвлениями. Обращает внимание также своеобразное изображение у ярославских кружевниц двуглавого орла, похожего на цветущее растение. В Нижегородской губернии птица-пава всегда была большого размера с пышным распущенным хвостом. Ее ноги часто были подогнiуты вперед, как будто она только что приземлилась около цветущего куста после полета. Таким же неспокойным, и в стремительном прыжке изображали нежегородские кружевницы и оленя с ветвистыми рогами). Двуглавые же орлы четкой прорисовкой почти всегда были близки к изображению герба государства Российского. Xотя встречаются и другие варианты этого мотива, где его силуэт приближается к очертаниям рядом стоящих растительных форм и поэтому трудно узнаваем. Цветная скань в таком кружеве могла быть яркой, преимущественно красной, но могла быть и сдержанной - терракотового, светло-коричневого или золотистого цвета. На наиболее дорогих широких кружевах, относящихся к XVIII веку, красная шелковая скань дополнялась охристой решеткой в сердцевинках цветов и декоративных разделках фигур оленей.

Креветка-а: Подол передника-занавески (фрагмент). Кружево-прошва "дерева". Многопарная техника плетения, так называемая сканая. Село Ижеславль, Михайловский уезд, Рязанская губерния. XIX в.:

Креветка-а: Конец полотенца. Кружево-край и кружево-прошва. Многопарная техника плетения. Галич, Костромская губерния. Конец XVIII в.:

Креветка-а: Подзор свадебной простыни. Кружево-край и кружево-прошва. Сцепная техника плетения. Нижегородская или Вологодская губерния. Первая половина XIX в.:

Креветка-а: Конец полотенца. Кружево-край и кружево-прошва "птицы-павы". Сцепная техника плетения. Михайлов, Рязанская губерния. 1820-1840.:

Креветка-а: Конец полотенца. Кружево-край и кружево-прошва "птицы-павы". Сцепная техника плетения. Михайлов, Рязанская губерния. 1820-1840.:

Креветка-а: В Вологодской губернии мастерицы не часто использовали цветные нити, но и они в дорогое льняное кружево в конце XVIII — первой половине XIX века добавляли в фоновую решетку из плетешков цветной шелк. Наряду с растительными мотивами здесь также изображались птицы и звери, что позволяло мастерицам проявлять свое понимание традиционного образа. Птицы-павы на вологодских кружевах изображались в спокойных позах. Как и барсы, они неторопливо шагают навстречу друг другу. Красочными и многоцветными были сцепные кружева XVIII — XIX веков Михайловского и Зарайского уездов Рязанской губернии с изображением птиц-пав, барсов и двуглавых орлов. Кружева михайловских мастериц по рисунку резко отличались от кружев других районов. Птицы здесь были и небольшими, скорее похожими на цыплят, и крупными, напоминающими нижегородских, но какие-то все ершистые с распущенным в разные стороны оперением. Барсы же с невероятной то ли сильно ушастой, то ли рогатой головой и когтистыми лапами не страшны. А некоторые двуглавые орлы, как и у ярославских мастериц, похожи на цветущий куст, где только при внимательном рассмотрении начинаешь различать где головы, а где лапы. Встречаются кружева, где цвет был введен в некоторые формы орнамента, особенно в фигуре птицы-павы, придавая ей более сказочный вид. Элементы орнамента кружева сцепной техники плетения: растительные мотивы, птицы, звери.



полная версия страницы