Форум » Энциклопедия или мир интересных фактов » Национальные костюмы народов мира » Ответить

Национальные костюмы народов мира

Креветка-а: Уважаемые участники если вы не можете выставить фотографии через jpe.ru то вы можете загружать их через любой из этих трёх загрузчиков. Всем давно знакомый и привычный: http://www.radikal.ru/ И два новых: http://pixs.ru/, http://savepic.ru/

Ответов - 3

Креветка-а: Латышский национальный костюм. ЛАТЫШИ, латвиеши (самоназвание, восходит к имени латгалов), народ, основное население Латвии (1390 тыс. человек). Живут также в Российской Федерации (46,8 тыс. человек), Литве, Эстонии, Белоруссии, США, Канаде, Австралии и др. Общая численность 1540 тыс. человек. Говорят на латышском языке балтской группы индоевропейской семьи. Диалекты: среднелатышский, верхнелатышский, или латгальский, и ливонский. Литературный язык на основе среднелатышского диалекта. Письменность с конца XVI века на латинской графической основе. Верующие латыши — в основном протестанты (главным образом лютеране), в Латгалии — католики. Предками латышей были балтские племена, поселившиеся на территории Латвии в 3—2-м тысячелетии до нашей эры. В начале 1-го тысячелетия нашей эры сформировались близкие в культурном отношении этнические образования: на побережье Балтийского моря — курши, севернее реки Даугава — латгалы, в бассейне реки Лиелупе — земгалы, в Юго-Восточной Латвии — селы. В X—XII вв. на землях латгалов возникают первые государственные образования — княжества Талава, Ерсика и Кокнесе. С конца XII века началась немецкая колонизация Латвии, завершившаяся включением её в земли Ливонского ордена и других немецких княжеств. На территории Латвии распространилось католичество, с первой половины XVI века — протестантизм. В 1561 большая часть Латвии стала зависимой от Великого княжества Литовского, позднее — Речи Посполитой. В 1629 западная часть отошла к Швеции. В XVIII веке в результате Северной войны и разделов Польши 1772 и 1795 Латвия включена в состав Российской империи. В середине XIX века на основе среднелатышского диалекта сложился литературный язык. В 1920 Латвия получила независимость (в 1940—90 — Латвийская ССР в составе СССР). В 1990 ВС Латвии принял Декларацию о её независимости. Традиционные занятия — земледелие (рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, конопля, бобовые, картофель, в Латгалии — лён) и животноводство (крупный рогатый молочный скот, овцы, свиньи, лошади), на побережье — рыболовство. Традиционные ремёсла — обработка дерева, кожи, металла, янтаря, ткачество. У латышей различных областей — Латгалии, Курземе, Видземе, Земгалии и др. сохраняются особенности в культуре. Традиционные поселения — однодворки (виенсетас), на востоке — деревни рядовой и уличной планировки (циемс, саджа). Расположение построек усадьбы (жилой дом — истаба, хозяйственные постройки — клеть, рига, хлев, баня) в различных районах различно. Основной тип традиционного жилища — сруб на фундаменте из дикого камня. Крыши двускатные (в Видземе и Курземе — и четырёхскатные), из соломы, тростника или дранки. Жилые помещения располагались по обе стороны сеней (намс) с кухней. Латгальская истаба, близкая к русской и белорусской курной избе, имеет вид двух самостоятельных срубов с русской печью, соединённых холодными сенями (синцес). В 1920—30-х гг. распространились многокамерные сельские дома типа коттеджей. В конце 1940-х гг. началось переселение латышей с хуторов в посёлки, местонахождение которых в основном совпадало с бывшими волостными центрами. Традиционный женский костюм — длинная туникообразная рубаха, полосатая или клетчатая юбка, наплечная накидка (виллайне). Имелись местные различия в покрое, расцветке и украшении одежды. В Видземе рубахи украшались мережкой, накидки — белые, головной убор девушек — красный венок, расшитый бисером, замужних — белый вышитый чепец. В Земгалии рубаха украшалась белой вышивкой, юбка — особым браным («цветочным») узором, накидка — богатым тканым узором; на голове носили шёлковый платок, завязывавшийся у девушек сзади, у замужних — под подбородком; девушки также носили металлические венки, замужние женщины — тюлевые чепцы. Курземский костюм (сохранялся дольше других, вплоть до середины XX века) отличался металлическими поясами, ярко-синими накидками с металлическими украшениями, пряжками-сактами. На голове носили металлические или тканые на твёрдом каркасе вышитые бисером венки. Латгальский костюм состоял из рубахи с красным браным или вышитым узором, клетчатой (на севере — белой) юбки, белой накидки с сине-зелёной вышивкой, льняного наплечного покрывала (снатене). Головной убор девушек — красный вышитый бисером венок, замужних — полотенчатый. Аугшземский костюм отдельными чертами сходен с латгальским, видземским и земгальским: рубаха с прямыми поликами (в отличие от других латышских женских рубах) украшалась красной вышивкой, юбка — клетчатая или в светлую полоску, головной убор — полотенчатый (наматс), по праздникам надевали передник. Мужская одежда более однообразна, состояла из кафтана (белого, серого или синего), штанов (одного цвета с кафтаном или клетчатых), рубахи, пояса, шарфа, шапки, перчаток. Штаны заправлялись в носки с цветным отворотом, обувь — сапоги или постолы. По праздникам обязательно надевалась чёрная или серая шляпа — ратене. И мужские и женские рубахи скалывались у ворота металлической пряжкой. Со второй половины XIX века традиционный костюм начал выходить из употребления. Традиционная пища — мука, крупы, горох, бобы. Хлеб пекли кислый, в основном из ржаной муки. Из толчёного конопляного семени готовили так называемое молоко, служившее приправой к картофелю и кашам. Традиционные блюда — похлёбки из круп (путра) и овощей (капости), каши, клёцки из гороха или бобов, в праздники — пироги со шпигом, печенье, мясные блюда (например, на Рождество и Новый год — свиная голова с кислой капустой, на Пасху — яйца и студень), на Иванов день (Лиго) — «янов сыр» из творога. Традиционные напитки — сбитень из ржаной муки, ячменное пиво, берёзовый и кленовый соки. Семья малая патрилинейная. Обычно хозяйство переходило к старшему сыну, остальные наследники получали свою долю деньгами, на которые обучались ремеслу, получали образование, уходили на заработки в города или в батраки. Было распространено примачество. Наиболее развитые виды прикладного искусства — художественное ткачество, вышивка, вязание, плетение, резьба по дереву, производство керамических изделий, обработка металла, янтаря, тиснение по коже. Устное народное творчество включает сказки, предания, анекдоты, загадки, пословицы, поговорки. Богат песенный фольклор — дайны (песни трудовые, сатирические, бытовые, календарные и др.). Основные музыкальные инструменты — кокле (тип гуслей), смуйгас (волынка), скрипка, свирель и др. Народные песни являются важнейшей частью репертуара регулярно проводимых с 1873 праздников песни.

Креветка-а: Башкирский национальный костюм Башкирский костюм чрезвычайно многообразен и богат. В основе этого лежат культурно-этнические особенности влившихся в состав башкир древних и средневековых племен и народов. У древних башкир существовало поверье, как спастись от мяскяй-эби — ведьмы. Человек, за которым она гналась, должен был оторвать и бросить ворот своего платья, молясь при этом, после этого погоня прекращалась. Вместо души отдавали вышитый или меховой (какого-либо зверя) воротник и этим спасались. Охранную, гигиеническую, экологическую функцию несли и налобные повязки-хараусы у башкирских женщин. Хараусы украшались трудоемкой вышивкой. Их принято было носить в праздники и при гостях, демонстрируя свое высокое общественное положение и богатство. У башкирских девушек, которым позволялось показывать красоту волос до замужества, на затылке сзади к волосам прикреплялся накосник — треугольник с преобладанием красного цвета тоже охранного значения. Треугольник — половинка равностороннего ромба, означал, что у этой девушки нет еще мужа, ее пары. Он изготовлялся иногда на каркасе из бересты, ткань вышивалась или орнаментировалась символичными узорами. С внутренней стороны к треугольнику прикреплялся пучок конских волос, вплетаемый в косу девушки. По костюму можно было определить гражданское состояние человека. Использование элементов костюма замужней женщины для девушки считалось неприличным, и наоборот. В составе костюма тюркских народов издавна использовались серебряные монеты, которые применялись как подвески к волосам — сулпы и как бляхи в чресплечной перевязи — хасита. Нет сомнений, что кожаные полоски амазонок, надеваемые через плечо и найденные в древних погребениях на территории Башкортостана археологами, и хасита имеют общие исторические корни. Башкирские и татарские женщины также нашивали на хасита самоцветы, серебряные и другие монеты. Блестящие монеты являлись символом солнца, звезд и, кроме того, считалось, что звон монет отгоняет злых духов. В это время уже отказались от шумящих колокольчиков, под давлением запретов ислама исчезали и массивные бляхи, и пластинки с изображениями животных. Башкиры были втянуты в товарно-денежные отношения с торгово-ремесленными центрами Поволжья и Средней Азии. Монеты, не бывшие в употреблении, дарились мужчинами женам и дочерям. Женская одежда обильно украшалась монетами и самоцветами, количество монет и кораллов свидетельствовало о богатстве и социальном статусе семьи. Женские украшения выполняли роль своеобразных банков, в тяжелые моменты жизни или во время войны женщины отдавали свои украшения для приобретения средств существования и вооружения. Тканевую поверхность зашивали чешуеобразно сначала металлическими пластинками, штампованными бляхами, позднее преимущественно серебряными монетами. Так изготавливались нагрудники, накосники, наспинники, перевязи — хасита, поясные накладки, подвески на одежду из группы монет, монетками на цепочке украшались кольца, серьги, браслеты, ожерелья. После присоединения территории к России русские серебряные копейки XVI-XVIII веков стали распространенным элементом национальных башкирских, татарских, чувашских и марийских украшений. В фондах Национального музея Республики Башкортостан хранятся башкирские шейно-нагрудные украшения (хакал, яга, селтэр), головные уборы (кашмау, сэскап), башкирские и татарские перевязи (хаситэ, дэуэт), мордовские поясные украшения (каркс) и головной убор (сорока), чувашские головные уборы (хушпу). К ним пришиты русские серебряные, западноевропейские счетные жетоны и иранские монеты XVII-XVIII веков. Оригинальные предметы, связанные с культом коня, были найдены в Бахмутинском (VII в. н.э.) и в Стерлитамакском (VIII-IX в. н.э.) могильниках. Среди них коньковидные подвески, небольшие фигурки лошадей, ременные бляшки в виде конских голов, хотя завершаются они клювами хищных птиц. Этот древний «звериный» стиль своеобразно проявляется в одежде XIX века, мужском чекмене из белого шерстяного материала. Около пояса сзади имитация «коньковидных» симметричных подвесок, выполненных аппликацией из красного материала. Это условное подражание давним подвескам. По краям и в центре аппликации схематично изображены конские головки, обращенные в противоположные стороны. Вышитые крестом полоски в середине и по нижнему краю изображения передают ажурность древних металлических подвесок. Согласно постулатам ислама, металлическая подвеска древнего «звериного» стиля плавно перетекает в едва узнаваемую вышивку. Спустя тысячелетие сюжеты древности сохранились в аппликации XIX века, это — вспоминание о том, как раньше пришивались металлические коньковидные подвески. Но смысл этих знаков остался прежним: защитнику-мужчине добротный конь необходим. В прошлом жизнь мужчины-воина без коня невозможно было представить. Можно сделать вывод о том, что одежда древнего населения Башкортостана, когда еще невозможно было выделить этносы, состояла приблизительно из десяти частей. 1. Остроконечный головной убор типа башлыка зимой, кожаная шапочка и налобная повязка в теплое время года. 2. Рубаха из волокнистого материала без плечевого шва, выкроенная из прямоугольных полотнищ. 3. Нагрудники мужские и женские из кожи и меха. 4. Передники мужские и женские из кожи и меха, иногда совмещенные с нагрудником. 5. Верхняя одежда типа кафтана с длинными рукавами из войлока и меха. 6. Плащи (аркалык, архалук от слова «спина»), накинутые на плечи, короткие до талии или длинные, застегнутые пряжкой в виде кольца с заколкой на груди или на правом плече. 7. Пояса мужские и женские, необходимые для закрепления распашной одежды без застежки. 8. Штаны, довольно узкие, меховые или войлочные, расшитые узорами. 9. Кожаные и войлочные чулки, или мягкие сапоги с голенищами разной высоты, украшенные аппликацией, бисером, металлом. 10. Много украшений, непосредственно на теле в виде шейных, ушных подвесок, ручных браслетов и колец, а также пришитых к одежде, обуви и головным уборам в виде розеток и пластинок. Мужской костюм в XIX в. был однотипен для всех регионов. Он включал просторную длинную туникообразную рубаху с отложным воротником и длинными рукавами, штаны из плотной ткани с широким шагом и короткую безрукавку. Праздничные рубахи и пояса украшали вышивкой и аппликацией. При выходе на улицу надевали халат из темной ткани. В торжественной или официальной обстановке надевали шелковые или бархатные халаты, бешметы. Защититься от холода помогали овчинные шубы, полушубки, суконные халаты, суконные чекмени, тулупы. Традиционные мужские головные уборы изготавливались из овчины, меха, войлока, покупных тканей. Повседневной для мужчин всех возрастов была небольшая стеганая шапочка-тюбетейка, у пожилых темная, у людей среднего и особенно молодого возраста – цветная, иногда вышитая шерстью и шёлком, украшенная бисером, кораллами, позументом. Были распространены также меховые шапки из овчины, из шкуры волка, рыси, крытые сверху тканью; их край окаймляла узкая выпушка или полоска более дорогого меха. Ценились шапки из выдры, бобра, из лисьих шкурок или лисьих лапок. В степном Башкортостане в холода надевали малахаи – уборы с высокой тульей и полостью, прикрывающей плечи и спину. Их выкраивали из войлока, сукна, подбивали мехом. Небольшие колпаки из войлока с разрезными полями носили в юго-восточных селениях. В северных и западных районах чаще встречались цельнокатаные шляпы с полями. Состоятельные башкиры надевали иногда турецкие фетровые фески с кистью. Люди духовного сана на тюбетейку (иногда на меховую шапку, шляпу) повязывали белую чалму. Распространенной обувью были валенки и сапоги с мягкими кожаными головками и подошвами с высокими суконными и хромовыми голенищами. В северных и северо-западных районах почти круглый год носили лапти. Праздничные сапоги имели каблук, шпунты и подковы, их украшали металлическими заклепками. Женская одежда была более разнообразна. Нательной одеждой башкирок были платья и шаровары. Замужние женщины под платьем носили нагрудную повязку. На платье надевали приталенную безрукавку или халаты, обшитую рядами позументов, блях и монет. Старинные еляны и чекмени вышивались разноцветным узором, украшались цветным сукном, позументом, нашивками кораллов, сердолика, перламутра, монет, ювелирных блях. В музейных собраниях сохранились праздничные шубы, крытые бархатом, шелком, отделанные мехом выдры, лисы. В холодное время богатые башкирки демонстрировали свои шубы из куницы, лисы, бобра, выдры. Головные уборы демонстрировали возрастное, семейное, социально-имущественное положение человека. Женские головные уборы, особенно праздничные, отличались яркой декоративностью, разнообразием нашивок из кораллов, монет, серебряных блях. В истории XVIII–XIX вв. описываются богатые уборы кашмау и калябаш, сплошь покрытые серебром и кораллами. Калябаш в виде высокой шапочки с широким наспинником и спускающейся на плечи и грудь сетки вышел из употребления в 1-й половине XIX в. Молодые невесты носили покрывало кушъяулык, украшая его вышивкой, а подбородную тесьму — монетами, бисером. Вместе с ним или с обычным платком, повязанным по-мусульмански за два соседние угла, часто надевали маленькие шапочки-колпачки, особенно популярные в северных районах. В старину существовало несколько разновидностей колпачков, среди которых необычно смотрелись украшенные ажурным орнаментом белые вязаные головные уборы. На плоские и овальные бархатные колпачки нашивали бисер, жемчуг, блестки. Головным убором пожилых женщин был белый полотняный или ситцевый платок тастар; богатые башкирки поверх платка или белого покрывала надевали меховые шапки с плоским бархатным верхом и широким околышем из меха выдры. Во многих районах Башкортостана вязали пуховые шали и платки. Имели распространение шелковые и кашемировые шали, девичьи ободки с бусами, монетами, боковыми подвесками-кистями, иногда с накосной лентой. В северных районах сохранились воспоминания о девичьих шапочках с бусами и монетами. В редких случаях девушки носили тюбетейки. Женская обувь – кожаные туфли, сапоги, лапти, обувь с холщовыми голенищами. Нарядно выглядели женские башмаки с цветной строчкой, шерстяными кисточками. У дёмских башкир они являлись праздничной и свадебной обувью.В горном Башкортостане и в восточных районах была принята обувь с суконными голенищами на твердой и мягкой подошве. Низкую меховую обувь из конской или коровьей шкуры с небольшим холщовым верхом надевали зимой охотники на северо-востоке Башкортостана. Необходимым атрибутом женского костюмного комплекса имели многочисленные украшения – нагрудники, накосники, серьги, кольца и т.д., которые выполняли защитную функцию. Ювелирные украшения: перстни, браслеты, серьги, изящные подвески,— выполнялись в технике чекана, штамповки, гравировки, филиграни; металл оживляли вставки из сердолика и бирюзы. С изменениями в социально-экономического развитии края многие народные традиции башкирского костюма были утрачены. До 50–60-х гг. XX в. они сохранялись у людей старшего поколения. К концу XX в. существенно видоизмененный башкирский костюм сохранился в фольклорных коллективах.

Креветка-а: Казахский национальный костюм Казахи - чрезвычайно гостеприимные люди. Если Вы приедете в гости к казахской семье, причем совершенно неожиданно, то будете приняты, так, будто Вас ждали здесь целую вечность. С раннего детства казахам внушаются уважение к гостям и старшим, так же как принципы мира и терпимости. Все это - национальные особенности казахской культуры и традиций. Благодаря этому в истории Казахстана никогда не существовало никаких национальных или религиозных конфликтов. По традиции каждому гостю предлагают отведать национальную казахскую кухню, заботливо усадив гостя за дастархан в центре юрты. Юрта – знаменитый «перемещающийся» дом, удобный и практичный, идеально подходящий для местных условий и образа жизни - одно из самых выдающихся изобретений евразийских кочевников. Он легко собирается и разбирается, (говорят, что даже казахская женщина может сделать это за полчаса), легко переносится лошадьми и верблюдами. Юрта состоит из трех главных элементов: расширяемая основа из решеток (кереге), купол (юк) и круглая вершина (шанырак). С древних времен тюрки славились как самые квалифицированные изобретатели. Казахи живут в окружении украшений. Они богато украшают их юрты стенными коврами и разноцветной вышивкой. Орудия труда, сделанные из дерева, кости и металла также щедро украшены. Головные уборы, платья, сумки и вальтрапы красиво расшиты. Казахи используют традиционное искусство резьбы для и украшения деревянных чашек, пиал, ковшей, из которых казахи пьют кумыс (кобылье молоко). Рога горных козлов используются для украшения кроватей. Из кожи шьются пояса, ремни, фляги (торсык) для воды и кумыса. Казахские ремесленники - также очень квалифицированные ювелиры. Традиционные казахские колоколообразные серьги, оригинальные фигурные браслеты из белого серебра, шейные украшения – все это не оставляет равнодушным ни одну модницу. Казахский национальный костюм В каждой области Казахстана есть свои особенности национальной одежды. Но это проявляется лишь в некоторых элементах: в отделке, орнаменте, украшениях. В целом же мужской костюм состоит из чапана (халата с поясом, сделанного из бархата, богато вышитого), головного убора – мягкой тюбетейки, высокого колпака или шапки из меха лисы (малахай). Женский национальный костюм состоит из белого хлопчатобумажного или цветного шелкового платья, бархатного жилета с вышивкой, высокого колпака с шелковым шарфом. Пожилые женщины носят своеобразный капюшон из белой ткани – кимешек. Невесты надевают высокий головной убор, богато украшенный перьями – саукеле.




полная версия страницы